Марина Русецкая. 1998. Москва. На основную страницу.

К вопросу о том, что делать?!

(Размышления)

«Patria est, ubicumque est bene»
(Отечество там, где хорошо)
Цицерон.

Patria! Отечество! Россия! Какие возвышенные слова! Какие благородные чувства должны они вызывать у человека, полагающего Россию своим отечеством. Однако, в реальности, глубокое чувство горечи возникает у того, кто любит Россию.

Даже поверхностного взгляда достаточно для того, чтобы увидеть, что всю свою историю, к примеру, за тысячелетия, Россия стремилась к созданию государственности, государства Российского. Рюриковичи объединяли разрозненные княжества в одно целое, под власть одного царя. Романовы укрепляли Российскую империю, присоединяя к ней новые земли. После революции в феврале 1917-го года, произошел октябрьский переворот, который создал диктатуру партии и государственную монополию, тем самым, доведя идею государства до абсурда. Этот карточный домик, или «Вавилонская» башня рухнула под собственной тяжестью и Россия снова распалась на отдельные вотчины. Пришла к тому, с чего начинала. Гордыня и самовосхваление никогда не приносили доброго плода ни человеку, ни обществу. Идея все подчиняющего государства рухнула, как себя не оправдавшая. Слишком много безвинных жертв было положено на её воплощение. А все то, что несет смерть само себя уничтожает. Примеров тому в истории много. Павшая Римская империя, инквизиция, фашизм, коммунизм, любая форма, несущая агрессию, сама себя уничтожала в истории цивилизации.

В России же после полного распада империи остались разбитые и почти уничтоженные деревни. Ссылалась и уничтожалась на протяжении 75 лет самая деятельная и работящая часть крестьянства. Разваленные и опустевшие заводы. Уничтожались, ссылались потомственные рабочие и мастеровые. Разрушенные, с выбитыми стеклами дома в городах, ремонт в которых не проводился десятилетиями, а людей ссылали, расстреливали, выгоняли из страны.

И, наконец, разрушенные и снесенные храмы, так как в годы абсолютного торжества государства, Бог был отменен вовсе и даже запрещен. И тут невольно приходят на память слова священника, отца Тихона Задонского: «Любовью домы, грады, государства стоят; без любви падают …» («Сокровище духовное от мира собираемое» Тихон Задонский)

А что же значил человек в России? А ничего! Никогда, за всю историю России, человек не значил ничего. Пыль, раб, крепостной. Все имело цену в России. В разные времена: золото, пушнина, полезные ископаемые, наука и техника, флот, армия, технический прогресс, космические исследования, даже кукуруза, но только не человек. А, если не на человеке, на чем же тогда будет стоять мир? Человек в России был всегда самым ненужным и неважным элементом бытия. Варварство, затем крепостничество, затем «равенство в рабстве» при Советской власти. Человек – винтик в государственной машине. И эта машина перемалывала его, стирала в порошок. «… тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства» (П. Я. Чаадаев 1794 – 1856 год « Философические письма »). И повторял Русский человек из века в век: «Эх, жизнь копейка!».

Но Россия – страна крещеная, страна христианская. Как же связать уничтожение человека в России и её христианство? Открываем Библию и читаем в самом её начале: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их …»; «… и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Библ. Бытие гл. I – 27, гл. II - 7). А теперь процитируем преподобного Авву Дорофея (VI начало VII-го века н. э.); стаявшего у истоков Византийской церкви, праматери православия, к коему мы себя причисляем. Что же говорит Авва Дорофей: «уразумеем, что мы сотворены по образу создавшего нас Бога», «Почтим Первообраз». «Не будем оскорблять образа Божия, по которому мы созданы». И далее Авва Дорофей цитирует слова самого Христа: «Человек есть стяжание самое драгоценное». Почему же в крещенной России никогда не ценилась жизнь человека? Более того, как только в человеке проявлялся Дух Божий – талантом ли, силой ли, умом, трудолюбием, верой – такой человек сразу уничтожался.

А вот, что писал Петр Яковлевич Чаадаев, один из интереснейших философов России: «Как могло случится, что самая поразительная черта христианского общества («свобода» М.Р.) как раз именно и есть та, от которой Русский народ отрекся на лоне самого христианства? Откуда у нас это действие религии наоборот? Почему, наоборот, русский народ подвергся рабству лишь после того, как он стал христианским, … Не знаю, но мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся …»; «Вы знаете также и то, что, самых даже упорных скептиков уничтожением крепостничества в Европе мы обязаны христианству … Наконец, известно, что духовенство показало везде пример, освобождая собственных крепостных, и что Римские первосвященники первые вызвали уничтожение рабства в области, подчиненной их духовному управлению. Почему же христианство не имело таких же последствий у нас?» (П. Я. Чаадаев «Философические письма»). Эти вопросы Чаадаев задает в XVIII веке, когда Россия была крещена уже почти как тысячу лет. Очевидно, не поняли, не приняли Русские люди в массе своей главное в христианстве – Любви Божией к человеку, как к высшему своему творению. Не поняли слов Христа: «Кесарю - кесарево, Богу – богово». И стали Кесарю отдавать Богово – душу живую, божественную. Языческая природа русского человека, который из любого пня деревянного сотворял себе кумира и ему покланялся, не смогла понять, принять и осмыслить простого и великого. Вместо Христа, стали поклоняться храму Христа, вместо любви и уважения к живому человеку стали уничтожать его, втаптывать в грязь. Кесаря за Бога почитать и ему покланяться. Языческие обряды сменили на христианские. Поэтому в октябре 1917-го года также легко русский народ сменил «иконы Божии на портреты» (как писал один священник). Легко, потому что не было в массе народной сердечной связи с Богом. Народ еще не принял христианство сердцем чтобы осознать жертву Христа. Сказано же в писании: «не забывайте какой ценой за вас заплачено». Заплачено за каждого из нас, кто получил великий Дар Божий – жизнь человеческую. И убивая, ругая друг друга, осуждая друг друга, забыли слова Христа: «Кто ты такой, чтобы судить брата твоего?».

А если человек может открыть свое сердце Духу Божию, то тогда он свободным станет, ибо как пишет Ап. Павел во втором послании к Коринфянам: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». Вот уже второе тысячелетие на исходе, а народ наш совсем не слышит главных слов: «Ибо храм Божий – это вы. Впустите в себя Господа». Так и мечется сегодня наш народ в поисках нового фетиша, которому можно было бы рабски поклониться. Во истину трудно рабу стать свободным. Нужно иметь огромное желание внутри себя, чтобы вырваться из двухтысячелетнего плена, чтобы вырваться из языческих заблуждений и обрести Бога Живого.

Сейчас то и дело раздаются тоскливые голоса: где же идея, как найти национальный интерес, как решить русский вопрос и, конечно же, что делать? Очень просто: надо начать в России, в первые за всю её историю, строить общество людей для людей, для каждого из нас. И провозгласить главной ценностью – жизнь человека, от рождения до смерти. Уважение к личности. Не человек для государства, а государство для человека. И далее все меры уже сами собой понятны. Вкратце. Расширить социальные сферы. Увеличить пенсии и пособия. Построить ночлежные дома с бесплатными обедами. Начать строить приюты для бездомных и брошенных детей. Бесплатные больницы для бедных. Эти все траты должны входить в бюджет государства. Увеличить зарплаты учителям школ.

Армия. Армия нужна государству для защиты его интересов. Солдат – это служба у государства и государство должно платить солдату за работу на государственной службе. Платить много, чтобы солдат был заинтересован в этой работе. Армия должна быть добровольной. Физически развитые и заинтересованные молодые люди сами пойдут на эту работу, если она будет хорошо оплачиваться. Солдат должен заниматься только военным делом, а строителей и других рабочих должны готовить ПТУ, для чего на них тоже нужно отдать часть бюджета, как на государственные учреждения.

Милиция. Тоже государственная служба. Здесь тоже должна быть высокая оплата, но и взыскания должны быть суровыми. Никто не имеет права оскорблять человека и применять к нему силу без специальных санкций или не в момент операций по задержанию преступников. Избивать пьяных, подростков и стариков, оскорблять мирных граждан ни у кого такого права нет и не должно быть.

Ввести суды чести с присяжными заседателями. Общество для людей. Не это ли благородная цель для человека и гражданина. Общество для граждан России не зависимо от их национальности. Сегодня, после того, как человечество пережило фашизм, странно говорить о национализме. А в России особенно: после трехсот лет татаро-монгольского ига, после сталинского переселения народов. Сегодня имеет значение национальная русская традиция только в культуре, в которую внесли свой вклад все нации, проживавшие в России во все время ее существования. Один социальный знак – гражданин России. Этого должно быть достаточно для того, чтобы чувствовать Россию своим домом.

Каждому из живущих на этой земле, не только в России, Бог дал жизнь и нужно научиться ею дорожить и её уважать как свою собственную. Не делай другому того, чего бы ты не хотел для себя. И наоборот: делай для другого то, чего бы ты хотел для себя. «Человек есть стяжание самое драгоценное». Ради этого стоит постараться. Работы нет? Организации нет и желания. «Жатвы много – делателей мало», - сказал Христос.

Patria! Отечество! Россия! Когда же ты очнешься и придешь к Любви, к Богу, к Человеку?!

* * *

Ваши коментарии:


В продолжение дискуссии. "Что жизнь на земле полна гармонии и справедливости и что человек исполнен добра - этого... не осмелился утверждать ни один настоящий мыслитель. А вот то, что скорее поэтическое томление и прочие чаяния человеческого сердца суть зло - написано черным по белому в Священном писании, и мы ежечасно находим тому подтверждение..." Так вот я собственно об этом в применении к России: творчество само по себе есть пре/ступл/ение, и красота не обязательное (УВЫ, далеко не обязательное!) следствие творческого процесса. И я рассматриваю как глобально не разрешимую проблему России именно преступление как творчество, а не уголовно наказуемое деяние! И если в этом смысле преступление следствие красоты, возражений, конечно, никаких, только автор явно имел в виду не это... Чем же красота русских пейзажей - по силе эстетического воздействия - превосходит АНАЛОГИЧНЫЕ канадские пейзажи (например)? Отчего же канадские ремесленники так "беспомощны" в собственным промыслах - или нет? Но уверен , что проблема именно в том и состоит, что красота, вдохновляющая на созидание, и красота, вдохновляющая на творчество, суть одно, а вот субъектные особенности носителя творческой и носителя созидательной энергии - явления разные. Подтверждение тому бесконечная неспособность настоящих РУССКИХ ассимилироваться в иной социокультурной среде.
Александр <alex@megapolus.ru>
Moscow, Россия - Thursday, April 08, 1999 at 20:50:23 (MSD)
Очень красивая статья. Красивая схема-путеводитель по маршруту Россия Языческая - Россия Христианская. Красота - красота отношений, социальных схем, экологически безупречных пейзажей - то, что спасет мир, но России красота чужда (именно недостаток красоты так остро ощущал Достоевский). Красота не сопряжима с преступлением, а Россия - страна, преступление в которой - моральная догма. Не преступление в социальном ракурсе (этот вид преступности, кстати, очень легко в России искоренить - было бы желание!..), но преступление как "ПЕРЕСТУПАНИЕ", как отрицание черты, как неосознавание погрничности (как географической, так и морально-нравственной), как исконная тяга к трансцендентному, к не явленно фиксированному. От этой тяги к трансцендентному - ненормальная религиозность, а от отрицания границ и норм - сама эта ненормальность. Вообще в связи с отрицанием Россией любых "норм" ненормальность в отстранении является нормой для нашей страны. И посмотрите, сколько идиотского противоречия для любого иностранного языка в этой фразе при полном отсутствии даже намека на лингвистическую эквилибристику (!), а любому русскому она будет понятна: "ну, что тут не понять: отрицание нормы ведет к ненормальности, значит сама ненормальность для ситуации отрицания нормы нормальна"... В отрицании нормы и предела уникальное отсутствие в истории и культуре института мудрецов. Именно в силу своей преступной духовности русский народ всегда будет самым творчески неординарным и плодовитым, всегда отрицающим сущностно красивое и всегда припадающим к эстетски блестящему. В самой основе статьи просматриваются эти противоречия в чисто русском исполнении: автор увлекается необыкновенно красивой схемой, явно смешивая, несмотря на более чем красноречивый эпиграф, понятия "отечество" (= государство) и "Россия". Так вот Тютчев писал не о государстве, а о социокультурной общности народов, каждый из которых - гражданин государства, которому этот гражданин не нужен. И проблема как раз в том, состоится ли красивое европейское государство в рамках и для нужд такой страны как Россия...
Александр <alex@megapolus.ru>
Москва, Россия - Monday, March 15, 1999 at 15:30:47 (MSK)

Красота в России разлита повсюду. Не только в природе, от которой глаз нельзя отвести, но и в людях. Это “море” красоты видел Достоевский, поэтому и сказал, что красота мир спасет. Творящий Дух веет над Россией повсеместно, поэтому, вероятно, каждый третий, живущий на этой земле, занимается каким-нибудь видом прикладного искусства. Именно обилие красоты вызывает в людях желание творить.

Института мудрецов в России, возможно и нет, но любовь к мудрости ярко выражена в русской философии. Назову любимых – Чаадаев, Розанов, Шестов. Также и в русской литературе есть мудрейшие – Пушкин, Достоевский, Гоголь. Кроме того в России жили святые, которые на своих плечах несли крест Христов, сохраняли и умножали христианскую веру. И не только канонизированные, а и никому не известные люди, положившие жизнь свою за веру.

Преступность в России не норма, не причина, а следствие. Следствие не достаточной веры в массе живущих здесь. Поэтому я и говорю в статье о том, что когда Россия большинством своим примет Христа, то есть Любовь в свое сердце, то общество здесь будет сиятельнее и сильнее, возможно, европейской модели. Русский характер максимален, он стремится, как сказал поэт: “во всем дойти до самой сути”. И требовательность, и страсть, и “перехлест” могут принести необычайные плоды, если направлены будут к Любви, к созиданию. А общее является следствием частного, следовательно нужно обратиться к отдельному человеку, то есть обратиться к себе. Христос обращается к каждому из нас. Изменение к лучшему в каждом человеке, изменят к лучшему общество в целом.

Отечеством я называю Россию потому, что я здесь родилась, что здесь жил мой отец и отец моего отца. Я не путаюсь в терминах, а просто называю вещи своими именами. Над Россией, уже сегодня такой огромный духовный пласт, что он пересилит временные заблуждения, суету и отступление от истины.

Марина Русецкая


Керрида! А что же возразить неумному Тютчеву по поводу аршина и веры?
Екатерина Исаева <ека@rsuh.ru>
Москва, Россия - Wednesday, February 03, 1999 at 15:01:57 (MSK)

Bellissima! Вера без дел мертва. Поэтому за вопросом: "Кто виноват?" всегда следует вопрос: "Что делать?".

М. Р.


Здесь вы можете поделиться своими впечатлениями, мыслями относительно статьи. Пишите непременно - это будет интересно и нам, и посетителям.
webmaster <webmaster@rusetskaya.ru>
Москва, Россия - Friday, December 04, 1998 at 07:57:41 (MSK)

- Рекламный баннер -